Сотрудниками архива подготовлена выставка архивных документов, посвященная 120-летию организации первого киносеанса в России

 

"ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ" НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ


      Первый киносеанс в России состоялся в июне 1896 г. на Нижегородской промышленно-художественной ярмарке. А уже на следующий год, в мае 1897 г. "великий немой" появился во Владивостоке. Первые киносеансы были организованы в павильоне некоего Хагбера на углу улиц Светланской и Суйфунской, затем в театре "Тихий океан" и далее - в Морском собрании, в театре Галецкого и др. местах.

 

 

     Следующий этап развития кинематографа во Владивостоке начался с 1906 г., когда в городе открылись несколько стационарных театров-иллюзионов - будущих кинотеатров. Первыми открылись "Электрический театр Эдисона" на Светланской в доме Даттана, театр-иллюзион "Декаданс" (в дальнейшем "Идиллия", "Гранд-иллюзион") в доме Пьянкова.

 

     

                Дом Даттана (справа)                                  Дом Пьянкова

   

 

      В 1909 г. распахнул двери театр-иллюзион "Золотой Рог". Обладая уютным зрительным залом, отличным подбором фильмов, а также мощной рекламой, он к 1916 г. стал одним из лучших кинотеатров города.

 

    Здание театра "Золотой Рог"   

 

 

      В течении нескольких лет кинематограф распространился на все регионы Дальнего Востока. Стационарные и передвижные киноустановки словно грибы после дождя стали возникать как в больших городах (Благовещенск, Хабаровск, Никольск-Уссурийский), так и в крупных населенных пунктах Приморской области (Спасское, Раздольное, Александровское на о. Сахалине). 

 

   

            РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 430. Л. 186                             РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 505. Л. 6

    РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 2603. Л. 1

      С началом Первой мировой войны кинематограф неожиданно раскрылся в области благотворительности, а также стал мощным пропагандистским органом. В эти годы, практически во всех дальневосточных иллюзионах устраивались специальные показы, выручка от которых шла на лечение раненых, на постройку домов для инвалидов, пополняла различные благотворительные фонды. 

 

РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 505. Л. 14

      По мнению властей и общественности, некоторые демонстрируемые картины не всегда соответствовали воспитательному назначению и зачастую, наоборот, сеяли жестокость и безнравственность. С этими негативными явлениями в кинематографе уже тогда пытались бороться посредством цензуры.

 

   

                 РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 2320. Л. 5                                       РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 2320. Л. 29

 

РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 505. Л. 303

      В начале 1920-х гг. много сил и внимания общественности было уделено использованию искусства кино в целях обучения и воспитания молодого поколения.

 

                          

                                     РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 4. Д. 78. Л. 96                       РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 505. Л. 306

 

 

 

 

      Подробнее ознакомиться с представленными на выставке архивными документами можно в холле архива.