Сотрудниками архива подготовлена очередная выставка архивных документов, посвященная 140-летию установки первых маяков г. Владивостока

 

Владивосток, как и подобает приморскому городу, славится своими маяками, каждый из которых имеет свое имя и неповторимую историю.

Маяки обеспечивают безопасность плавания в очень важном районе весьма интенсивного движения судов на подходе к Владивостоку.

При заходе в порт с юга, суда ориентируются на Токаревский маяк, с востока - на два маяка - Басаргина и Скрыплева, образующие морские ворота в город. В настоящее время в краевой столице действуют маяки: Басаргина, Скрыплева, Токаревского, Россета и Шкотовские.

 

Маяк Токаревский 


Один из старейших маяков дальневосточных морей и залива Петра Великого. Основан в 1876 г. Маяк установлен на оконечности кошки Токаревского, отходящей от мыса Токаревский (полуостров Шкота). Кошка Токаревского имеет длину около 750 м и представляет собой узкую каменистую косу. Она искусственно поднята и имеет вид дамбы. Небольшие глубины и приливные течения большой скорости в непосредственной близости от оконечности кошки Токаревского делают проход судов в проливе Босфор Восточный между кошкой и мысом Безымянный очень затруднительным и представляют серьезную опасность для мореплавания.

Первоначально на месте маяка был установлен светящийся знак.

В 1910 г. на средства Владивостокского купца 1-й гильдии О.В. Линдгольма, занимавшегося китобойным промыслом, была построена круглая каменная башня маяка на восьмигранном фундаменте из природного камня, высотой около 12 м.

Штатный цвет башни белый. Дальность действия огня маяка 12 миль. Огонь красный и белый. В том же году на мысе Токаревский было построено маячно-техническое здание и введена в действие звукосигнальная установка - наутофон. Для удобной связи с башней маяка был построен мост, соединивший ее с маячным городком на мысе Токаревский.


(РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 956. Л. 97об.-98)

 

Маяк Скрыплевский

 

 

Строительство маяка началось в июле 1876 г.

Первоначально здание маяка было деревянным, но в 1890 г. его заменили на капитальную каменную четырехугольную башню высотой в 52 метра над уровнем моря. В 1900 г., для безопасности плавания в туманную погоду, маяк был дополнительно оборудован звуковой сиреной. Цвет маяка – проблесково-красный, кругового освещения, частично перекрываемый со стороны острова Русский.

Маяк Скрыплева работает «в паре» с маяком Басаргина (имеющем зеленый огонь), обозначая красно-зеленые «морские ворота» Владивостока. Свет Скрыплевского маяка - самый мощный из всех огней маяков Владивостока и виден на расстоянии 20 миль практически из любой точки Уссурийского залива.

 Маяки Скрыплева и Басаргина играют важнейшую роль в обеспечении навигационной безопасности судов, следующих во Владивосток со стороны Уссурийского залива. 


(РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 956. Л. 98об.-99)

 

     

 

      С выставкой можно ознакомиться в холле архива.